Будучи сугубо патриархально настроенным обществом, Древняя Скандинавия открывала типичное разделение труда между полами – мужчиной и женщиной. Удел первого – защита, забота о добыче пропитания и богатства для своей семьи. Удел женщин – воспитание детей, уход за родным очагом, жилищем, усадьбой.
При легальной моногамии скандинавы-мужчины, однако, зачастую имели интенсивные внебрачные связи, обычно со своими рабынями. Рождённые дети имели такие же права, как и законнорожденные, если отец признавал свою причастность к отцовству.
Основная часть жизни бондов, в основном, сводилась к уходу за своими хозяйствами. Хотя, так как всё население практически было боеспособно (см. жители), они не гнушались набегами, как на соседние хозяйства (ранний период), так и на берега дальних стран. Таким образом, средне статический житель Скандинавии – потенциальный викинг, морской разбойник, грабитель.
Способы добывания пропитания: рыбалка; охота, как на сухопутных, так и на морских животных (киты, морские котики); уход за домашним скотом; земледелие (в основном, кроме Норвегии); торговля; взимание дани с прилежащих народностей (например: финны).
Дом викинга достаточно прост. Это крыша из дёрна (или из соломы в поздний период) и обширное внутреннее помещение, скреплённое подпорками. Животные находились под одной крышей с людьми, отделённые перегородкой. Посередине жилища — очаг – топили либо “по черному” (дым выходил в естественные отверстия), либо со специальными проветривающими отверстиями в крыше. Вдоль стен крепились скамьи-кровати, или были возведены специальные земляные валы для этой же цели. Окон зачастую не было. Только пламя огня служило единственным светом в помещении. Либо в крыше проделывали отверстия и затягивали их бычьим пузырём – он был прозрачен настолько, чтобы позволить свету проникнуть внутрь жилища.
Многие учёные сходятся во мнении, что корабль скандинава (см. корабли) – это подобие его сухопутного жилища. И действительно, викинг проводил на корабле очень значительную часть своей жизни при длительных морских переходах. Поэтому его второй дом, драккар, так похож на сухопутный вариант.
Типичные ценности древнего скандинава – богатство (драгоценности, корабли), походы, стремление к власти (собственные наделы, дружина), слава, пиры. Ничего нового по сравнению с современностью.
На пирах самые знатные места отдавались хозяевам, если только гости не были выше по социальному статусу. Если же гостем был конунг или ярл, то он садился в центре застолья и ему подносились самый лучшие угощения, напитки. Он усаживал возле себя самого преданного человека или того, кому доверял больше всего, так как друзья должны делить не только трудные минуты (рядом в бою), но и минуты радости и беззаботности.
В целом пиры были очень бурные. Поэтому, как показывают рукописи, часто враги уничтожались именно на пирах. Дом пирующего врага окружался плотным кольцом и поджигался. Хмельные празднующие не могли оказать дельного сопротивления и, как правило, погибали целые семья, дружины.
Битва для каждого мужчины-воина несла определённый жизненный смысл. Воин в битве закалялся с самого рождения, мужал. В ней же и заканчивал свои дни. Это идеальный вариант жизненного пути по версии современников того времени. Как показывают свидетельства, воинами становились совсем в раннем юношестве. В 14 – 15 лет мальчик уже мог совершать длительные боевые походы. К 25 годам жизни это уже был закалённый серьёзными военными действиями викинг.
Наивысшее благо каждого воина – пасть в бою от меча противника. Таким образом, он сразу же попадает в Вальхаллу (см. религия) – аналог воинского “рая”.
Зимой воины жили приготовлением снаряжения, оружия, кораблей к летним походам. Летом – походом. Или это соседский берег или берег незнакомой страны – драккар (см. корабли) викинга врезался в песок и боевой клич начинал кровавый пир секир – бои за богатства и славу.
Грабежи мелких масштабов со временем превращаются в массовые. Ведь если присмотреться – поход коннунга со своей дружиной на другую страну преследовал те же цели, что и локальный – грабеж или терроризирование с целью выкупа. Такое поведение – глобальная, легализированная тенденция того времени, поощрявшаяся самыми верхними структурами того общества. Вот почему викинги представляли такую опасность. Их нападения, кровавые вторжения – это нормальная стратегия поведения скандинава, его стиль жизни. Но если бы не ужасающая массовость таких набегов – не оставили бы викинги такого большого следа в исторической книге времён.
Вот что пишут Джон Д. Клэр и Доминик Твиддл по поводу совести и чести викингов: “У викингов было весьма специфическое представление о чести. Великий исландский герой Эгиль Скаллагримсон был прекрасным викингом с «бычьей шеей, мощного сложения и выше любого другого мужчины». Однажды, взятый в плен крестьянином, Эгиль украл его серебро и сбежал. Во время бегства он понял, что поступает как вор, поэтому вернулся и убил крестьянина. Затем унёс добычу уже с чистой совестью”. Оригинально, неправда ли? Вот что отличает древнего скандинава от жителя другой иной страны – его уникальный менталитет.
Чтобы добиться своих целей – богатства или власти – древний скандинав не гнушался никакими средствами. Культ убийства процветал. Но со временем всё чаще и чаще это деяние переставало сходить с рук убийцы так просто. Родственники погибшего требовали виру (плату) за погибшего сородича. Иначе начиналась кровная резня. Самый цивилизованный способ решить все тонкости такой проблемы (факт вины, размер виры) – на тинге (специальном собрании).
На тингах решалось множество различных правовых и имущественных вопросов. Председатели тинга – старейшие и уважаемые жители – решали судьбу того или иного вопроса. Они созывались ежегодно, либо по требованию коннунга, либо по случаю непредвиденного обстоятельства. Существовала также иерархия тингов. Альтинг – собрание наивысшей важности, на котором решались самые крупные вопросы и споры. Это ежегодное собрание, как правило, происходило в центре, столице страны.
Знатных скандинавов хоронили в курганах вместе со своим добром после специального обряда (nabjargir). Зачастую к компаньонам пути в загробный мир по желанию или насильственно присоединяли супругу или рабынь. Ранний период таких захоронений называется веком курганов. Такие захоронения легко отыскать не только в Скандинавии, но и в других странах, включая и Россию. Курганы представляют особую археологическую ценность для истории, так как их содержимое – это кладезь знаний. Особо достопримечательны захоронения знати вместе с кораблями. Толстый слой дёрна относительно хорошо сохранил ценный для нас материал для исторической реконструкции (см. источники знаний).
Позднее культ погребений приобрёл другую форму. Усопшего клали на ладью и кремировали либо на суше, либо на воде. Такая форма захоронений объясняет резкое снижение находок позднего периода существования Древней Скандинавии.