Берсерки: факты и вымыслы

Существовали ли на самом деле берсеркеры? Насколько достоверно они изображены в популярных СМИ?

Воин, кусающий свой щит, как берсеркер, из шахматного набора Льюиса, ок. 12-13 в., Национальный музей Шотландии.

Берсерки — интересный феномен нашей многонациональной культуры, породивший мифы и легенды. Сегодня популярные СМИ романтизируют и драматизируют этих древних воинов в угоду современной аудитории. Хотя берсерки/берсеркеры, несомненно, существовали в той или иной форме, трудно расшифровать слог саг и поэм о викингах и отделить факты от вымысла.

Слово «берсерк» часто ассоциируется со слепой яростью и гневом. Хотя этимология англизированного термина «берсерк» часто дискутируется, большинство сходится на том, что он использовался для описания воинов, которые были более бесстрашными и экстремальными, чем «обычные» викинги. Еще больше запутывает тему то, что слово «берсерк» может иметь различные значения. Оно может означать «голый сарк» (bare-sark) или «без одежды» (bare of shirt), что относится к привычке идти в бой без доспехов или даже без одежды. Исландский историк Снорри Стурлусон (1179-1241) рассказывает об этой традиции в своей «Саге об Инглингах»:

Они шли без щитов, и были бешеные, как собаки или волки, и кусали свои щиты, и были сильны, как медведи или быки; людей они убивали, и ни огонь, ни сталь не могли справиться с ними; и это то, что называется яростью берсерка

Другие считают, что термин означает «медвежья шкура» или «волчья шкура», úlfheðinn (Сага о Греттире), по названию шкур животных, в которые их часто одевали. Скальд Торбьёрн Хорнклофи, который, в отличие от исполнителей эпических саг, приукрашивал правду в пределах допустимого, рассказывает в своей поэме «Харальдсквадет» о победе Харальда Прекрасноволосого (ок. 872 г.), что берсерки ревели, а волчьи шкуры завывали. Хотя это подразумевает две разные группы существ, их часто представляют как одну. Такое представление о воинах-викингах, идущих в бой исключительно в звериных шкурах или плащах, привело к появлению мифа о берсерках как об оборотнях.

Берсерки как оборотни?

Гобелен Осеберга – левая часть, примерно 834г., реконструкция Мэри Сторм, Museum of Cultural History, Oslo

Концепция берсеркеров как животных-оборотней стала относительно распространенной в популярных СМИ за последние несколько десятилетий. Определенную роль в этом сыграло возрождение мифологии викингов благодаря героям комиксов, таким как Тор, книг, таких как «Хоббит» Толкиена, и телесериалов, таких как «Викинги» на канале History Channel. Однако истоки этой концепции восходят к скальдической поэзии «Поэтической Эдды» и «Прозаической Эдды». Будучи сборником анонимных записей, гравюр и археологических находок, эти Эдды не позволяют сделать однозначные выводы, тем более что викинги любили смешивать мифические и легендарные повествования вместе с фактами. Тем не менее, тема животных-перевертышей в их сочинениях представляется аллегорией насилия, безумия и дикости.

Одна из пластин Торслунды, VI–VIII век, Arstechnica

Будь то физическое, ментальное или эмоциональное превращение в оборотня, само состояние берсерка было вершиной для воина. Такого воина почитали, боялись, но ему точно нельзя было доверять. Хоть в древненорвежских сказаниях часто и встречаются случаи превращение в оборотней мифологических существ и богов — в первую очередь Локи и Одина, — человеческие оборотни в этих историях были недопустимы (Снури, Гилфагиннинг и Скальдскапармал).

В саге об Эгильсе Скаллагримсонаре Гида рассказывает Эгилю, как Льот — берсерк — просил руки его дочери. Однако, поскольку оборотня все ненавидели, отец отказался. Окончательное превращение берсерков в злодеев может быть связано с христианизацией скандинавский писателей, которые считали древненорвежских богов и сказания о них языческими и откровенно устаревшими.

Элитные ударные войска

Иллюстрация из «Саги о святом Олафе», изображающая его смерть в битве при Стиклестаде в 1030 году, около XII века, History Extra.

Независимо от того, изображались ли они в виде оборотней или нет, берсерки были ударными войсками мира викингов. Согласно источникам, их крайняя жажда войны, связанная с богом Одином, означала, что они были чрезвычайно компетентны в бою. Сражаясь небольшими группами, их появление на поле боя, особенно в почти обнаженном виде, наводило ужас на противника. Как упоминалось, во время победы Харальда Прекрасноволосого в битве при Хафрсфьорде небольшие группы из 12 берсерков нападали, будучи только в звериных шкурах.

Однако неистовое, неконтролируемое состояние берсерка могло действовать и как обоюдоострый меч. В 1030 году Олав Харральдссон обнаружил этот факт, когда отправил свое элитное братство берсеркеров на передовую. Не сумев удержаться, берсеркеры спешно атаковали, чем способствовали поражению в битве и гибели Олава. По мере того как использование воинов-берсерков постепенно сходило на нет — некоторые короли даже объявляли их вне закона, — термин «берсерк» стал обозначать «безумное состояние» или «ярость», и этот образ был быстро подхвачен современной иконографией.

Носили ли они рогатые шлемы?

Берсерк с рогами на коротком Золотом Роге, около 400 г. н.э., Møgeltønder, Национальный музей Дании

Рогатые шлемы действительно появляются на гобеленах — см. гобелен Осеберга — и в металлических изделиях, хотя практичность их ношения в бою сомнительна. И действительно, на сохранившихся шлемах того периода нет никаких признаков использования каких-либо рогов. В итоге современные историки предполагают, что рогатые шлемы, изображенные в источниках, могли носить только ритуальный характер. Это было связано с животными чертами, которые, по преданию, принимал берсерк.

Использовались ли галлюциногены, чтобы превратиться в берсерка?

Мухоморы, Science Learning Hub

Распространенные теории о рогатых шлемах и употреблении галлюциногенов во времена викингов постепенно размываются и опровергаются популярными средствами масс-медиа. Тем не менее, эти теории не стоит отвергать без тщательного анализа. Использование растений и трав в качестве интоксикантов и лекарств практикуется уже тысячи лет. От древних греков до сибирских шаманов, растения и жидкости для изменения сознания были частью ритуалов во многих культурах. Поэтому вполне правдоподобно, что берсерки входили в измененное состояние после употребления таких веществ.

Теория использования галлюциногенов возникла в 1700-х годах, когда один священник предположил, что состояние берсерка вызывается употреблением мухоморов (Amanita muscaria). Хотя это предположение было основано на реальных сообщениях, священник, Самуэль Эдман, никогда не наблюдал действие этого гриба в действии. Это токсичное вещество вызывает слуховые иллюзии. Однако процесс, необходимый для его употребления в пищу, а также дополнительные побочные эффекты — рвота, потливость и судороги — делают его маловероятным источником неистового состояния, описанного в сагах.

В последние годы в качестве более вероятного кандидата такого галлюциногена была предложена белена чёрная (Hyoscyamus niger). Тем не менее, в «Сагах» ни разу не упоминается использование конопли, мухоморов или других веществ в качестве причины состояния берсерка. Еще одна возможная теория гласит, что к состоянию берсерка приводил самовнушенный гипнотический транс, вводивший воинов в диссоциативное состояние при сохранении сознания. Однако эти теории остаются предположениями, поскольку нет достаточных доказательств, чтобы превратить их в факты.

Заключение

При рассмотрении литературных и археологических свидетельств существование берсеркеров кажется скорее фактом, чем фантазией. Однако необходимо соблюдать осторожность, чтобы не интерпретировать древние источники с помощью современных желаний и модных веяний. Напротив, при анализе следует попытаться найти точку зрения, более близкую к древнему автору.

Перевод статьи, оригинал: Butt, Merilyn. «Viking Shieldmaidens & Berserkers: Fact vs. Fiction» TheCollector.com, April 15, 2023, https://www.thecollector.com/shieldmaidens-berserkers-fact-fiction/.