Когда говорят про викингов, всегда вспоминают нападения, грабежи и насилие. Проще говоря, всегда говорят о варварстве. Но если познакомиться с искусством Древней Скандинавии, дошедшим до нас в виде изумительных изобразительных орнаментов, искусных рунических надписей и великолепной поэзии скальдов, будет тяжело называть викингов бездушными варварами.
В этой статье рассмотрим историю развития и стили изобразительного искусства эпохи викингов на базе доступных археологических находок.
![Самый известный топор викингов из захоронения Маммен. Считается, что был использован как ритуальное орудие, не в качестве боевого Самый известный топор викингов из захоронения Маммен. Считается, что был использован как ритуальное орудие, не в качестве боевого](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/mammen-topor.jpg)
Хоть на сегодняшний день и мало известно о ремесленниках Древней Скандинавии, но сохранилось множество предметов, которые были искусно изготовлены мастерами своего дела. В основном, это металические, каменные и деревянные изделия. С подавляющим количеством первых. Первые археологические находки в регионе (Дания) датированы уже началом III-го века. И уже с этого времени учёные могут проследить развитие прикладного искусства населения.
Изначально орнаменты ритуальных или повседневных предметов, украшений были достаточно примитивны. Сильное влияние на стилистику оказывало близость к границам земель подвластным римлянам, а также соседство с континентальными германскими народами. С течением времени, когда технологии изготовления железных предметов и инструментов в частности стали доступнее, более широкое распространение искусные предметы получили среди всех слоёв населения, а не только знати. Период 550-1050 гг считается поздним этапом Железного Века Скандинавии. Примерно с началом Вендельского периода (550-750 гг, название дано по месту археологических находок того времени, Вендель) скандинавы начали разрабатывать свои собственные стили изобразительного искусства.
![Вендельский "утиный" шлем, Государственный музей истории Швеции, Копенгаген Вендельский "утиный" шлем, Государственный музей истории Швеции, Копенгаген](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/vendel-helmet.jpg)
Сюжетные линии носимых украшений, орнаментов зданий, оружия, предметов обихода, рисунков на рунических камнях — всегда мифологического и, позднее, религиозного христианского характера. Дело в том, что искусно украшенный предмет если не являлся амулетом напрямую, то обязательно носил защитную функцию. Тем охотнее были востребованы предметы с сюжетом из мифов, саг и Библии.
Стили изобразительного искусства викингов
Учёные искусствоведы разделяют стили эпохи викингов, а также стили предшествующие эпохе викингов. До 9-го века есть 3 стиля без названия, пронумерованные римскими цифрами: I, II, III. Каждый из них латинскими буквами подразделён на подстили. Наиболее важным считают последний подстиль перед началом эпохи викингов (примерно до 750 г): стиль III/E, или просто стиль E.
![Типичный пример скандинавского стиля III/E. Бронзовое навершие меча, Хелльви, о. Готланд Типичный пример скандинавского стиля III/E. Бронзовое навершие меча, Хелльви, о. Готланд](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/style-e.jpg)
Отличительной особенностью стиля E являются 3 орнаментных мотива, использующихся как непосредственно до начала эпохи завоеваний скандинавов, так и на всём протяжении вплоть до XI-го века. Это: “ленточные животные”, “хватающие животные”, мотив “великого зверя”.
Мотивы стиля E прослеживаются и дальше во всех 6-ти стилях эпохи викингов: Осебергский (Усебергский) стиль, стиль Борре, стиль Йеллинге, стиль Маммен, стиль Рингерике, стиль Урнес.
![Периоды развития стилей изобразительного искусства эпохи викингов Периоды развития стилей изобразительного искусства эпохи викингов](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/periodi-razvitiya-iskusstva-vikingov.jpg)
Осебергский стиль взял название из-за находок в осебергском захоронении (Норвегия). Яркий представитель — столб-голова животного (возможно, устанавливался на нос драккара). Покрыт орнаментом в одноимённом стиле.
![Столб-голова из Осебергского захоронения Столб-голова из Осебергского захоронения](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/oseberg-head-post.jpg)
Стиль Борре назван в честь одноимённого захоронения в Вестфольде, Норвегия. Главный представитель — бронзовые накладки на конскую упряжь.
![Бронзовые накладки на конскую упряжь. Стиль Борре Бронзовые накладки на конскую упряжь. Стиль Борре](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/borre-mounds.jpg)
Стиль Йеллинге (Еллинге, всегда с «е» на конце). Назван по захоронению в местечке Йеллинг, Ютландия, Дания. Главный представитель — йеллингский серебряный кубок.
![Серебряный кубок из Йеллинга Серебряный кубок из Йеллинга](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/jellinge-cup.jpg)
Стиль Маммен также взял название из одноимённого захоронения в Ютландии, Дания. Кроме самого яркого представителя, ритуального топора из Маммен (см. в начале статьи) есть и другие. Например: стороны креста Торлейфа, о. Мэн; типичная для этого стиля маска человека на рунном камне из Архуса (Орхуса), Дания; знаменитая Камменская шкатулка с резьбой по кости.
Стиль Рингерике назван по месту раскопок в Норвегии. Типичные представители: рунный камень из Норре Осарп (Norre Åsarp) и флюгер из Сьодераля (Söderala), Швеция. Оба с мотивами «великого зверя».
Стиль Урнес взял название от одноимённой каркасной церкви (Ставкирка) в Урнес, Норвегия. Работа по дереву на покрытиях этого здания и являются типичным представителем декоративного направления.
Ещё один представитель: изящная брошь из Линдхольм Хойе (Lindholm Høje), Дания.
Основные мотивы произведений
На изделиях мастеров эпохи викингов часто изображаются животные: волки, медведи, змеи и всевозможные птицы. Звери носили символическую роль. Предполагается, что они играли роль амулетов, защитников своих владельцев, оберегов. Изображаемые животные придавали сил или особенных качеств, необходимых викингам в бою и мореплавании.
Тоже самое касается фигурок и изображений богов: Одина, Тора, Фрея, его сестры Фрейи. Или артефактов, присущим этим богам. Символические обереги помогали бондам в уходе за хозяйством, женщинам в уходе за собой. Амулеты искали защиту покровителя в бою или просто приносили удачу.
Очень много встречается изображений женщин с кубками — это валькирии, встречающие воинов в Вальхалле.
![Кулон Валькирия, Швеция Кулон Валькирия, Швеция](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/valkyrie-sweden.jpg)
На рунных камнях (особенно характерны камни из Готланда, с чёрным фоном), ставнях, панелях деревянных зданий можно было встретить целые сцены из саг, приключений богов, сцены из Рагнарёк — конца мира. Например, сюжет про Волунда в «Песне о Вёлунде Кузнеце«.
Встречается масса изделий с изображением сцен из Легенды о Сигурде. Этот сюжет интересен ещё и тем, что демонстрирует мотивы: борьбу со злом и погибель от греховного завладения проклятым золотом.
![Одна из сцен легенды о Сигурде на доске портала ставкирке из Хилестад, Норвегия Одна из сцен легенды о Сигурде на доске портала ставкирке из Хилестад, Норвегия](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/sigurd-fafnir.jpg)
На позднем этапе эпохи викингов всё больше просматривается христианское влияние. Это изображения распятия на подвесках, кулонах. Главная задача мастера была показать Христа сильным и главенствующим в постоянной борьбе между язычеством и новой верой в умах скандинавов.
![Распятие, серебряный кулон. Бьёркё, Швеция. Исторический музей Швеции Распятие, серебряный кулон. Бьёркё, Швеция. Исторический музей Швеции](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/sweden-pendant-crucifix.jpg)
Изобразительные стили эпохи викингов во времени плавно перетекают один в другой и на позднем этапе стиль Урнес сплетается с Романским стилем, становящимся всё более и более популярным во всей Европе.
![Столб из церкви Урнес, Норвегия. Смесь Романского стиля и мотивов стиля Урнес Столб из церкви Урнес, Норвегия. Смесь Романского стиля и мотивов стиля Урнес](https://fiord.org/wp-content/uploads/2017/07/stave-church-pillar.jpg)
Источники: Искусство Викингов (Джеймс Грэхем-Кэмпбелл), Викинги (Хольгер Арбман), Шведский национальный музей.