Один (Водан)

3 4 5 6 7
Wod
#41. 18:29 34, 09.11.2008
Есть ли у меня? Хех... У меня мало что есть, всё на разных сайтах нахожу. Мйоллнир? Могу и его найти и выложить, но здесь немного не уместно будет: это же молот ТОРА, а тут тема ОДИН (ВОДАН).

Продолжение статьи:

Один и его братья творят мир из тела мертвого гиганта Имира. Это типичный сюжет творения мира из тела первосущества, присутствующий также в индийской мифологии (Пуруша) и даже неиндоиевропейских традициях (Сипактли - месоамериканская мифология; Паньгу - китайская мифология). Боги - Один и его братья убили Имира. Затем они сделали небосвод из его черепа, облака из его мозгов, горы из его костей, землю из его тела и море из его крови. Картина показывает, также, как в крови Имира гибнет первая корова Аудумла и младшие великаны. Вдали на лодке изображен великан Бергельмир, спасшийся и давший начало новому поколению исполинов.

Скандинавский Один всегда стремился увеличить свою мудрость. Однажды бог принес сам себя в жертву "себе же". Он пригвоздил свое тело копьем к великому ясеню Иггдрасиль, провисев на нем "девять долгих дней и ночей". Все это время его душа скиталась в Мертвом Мире и узнала тайну рун (магических письмен). Затем, великан Бельторн - дед Одина по матери преподнес ему рог священного меда и бог восстал из мертвых. Данный миф напоминает сошествие Христа во ад в то время, как он был распят на кресте (крест - аналог мирового древа, не зря говорят "крестное древо"). С другой стороны, сюжет нередко сравнивают с шаманской инициацией.

Над Одином тяготеет рок - ему суждено погибнуть в пасти Мирового Волка Фенрира, одного из трех хтонических чудовищ, порожденных злым Локи (Мировой Волк, Мировой Змей, Хель - владычица преисподней). Фенрир, скованный по приговору богов, томится в подземных пещерах. Но в конце мира он вырвется и вместе с другими монстрами двинется на светлый мир. Этот момент и запечатлен на картине. (Борьба божественного героя и волкоподобного чудовища присутствует также в греческой мифологии (Геракл и Цербер), в зороастрийской мифологии (Гайа Мартан и волк-воитель), в кельтской мифологии (Смертриус и волк Тараниса).
Wod
#42. 18:30 24, 09.11.2008
Да, а ведь все преверженцы Асатру своей религией обязаны именно Снорри! Если б не его "Младшая Эдда", современным исландцам вряд ли удалось бы возродить древнее язычество.
20:01 08, 09.11.2008 - Wod
Evrei - Suttung
#43. 18:38 51, 09.11.2008
Да, как-то не укладывается... А амулетов Одина у вас нет?
Wod
#44. 19:55 09, 09.11.2008
Амулеты Одина??? Мечтаю узнать, как они выглядят!

Другая статья:

Одинн - владыка рун

“Во что вы веруете?” “В Одина!” Сегодня затруднительно ответить подобным образом, не рискуя вызвать откровенную усмешку или удивление собеседника; хуже того - открытое презрение, если не враждебность, - словно вы произнесли нечто непристойное. Помилуйте, как можно перед образами белобородых святых, столь степенных, столь погруженных в размышления и, признаемся, несколько бесцветных, - как можно восхищаться таким персонажем, как нордический бог Один: безусловно, величественным, но неукротимым, непредсказуемым, созданным скорее для героического эпоса, чем для размышлений.

Именно здесь и кроется суть фундаментальных ошибок, допускать которые нельзя ни в коем случае: прежде всего, нордической европейской традиции свойственно не обожание или почитание божества, но стремление стать божеством внутренне. Далее, нордическое слово Reginn или rogn, переводимое обычно словом “бог”, более точно переводится как “силы”. Наконец, - и это важнее всего - если с течением времени традиция (а с ней - и образы богов Севера) претерпела изменения, это не значит, что в результате она утратила глубину, - да, она сложна, но сколько же предостережений, сколько свершений несет она в себе! Один, как и остальные боги Асгарда, - не образ, которым восхищаются, но образец, которому жаждут подражать, к которому тяготеют, с которым страстно желают слиться воедино...

Эта небольшая по объему работа посвящена попытке раскрытия нордической традиции через образ Одина. Речь здесь, главным образом, пойдет о великом боге Севера как о властелине рун, то есть, этимологически, властелине мистерий - двадцати четырех изначальных таинств, и, следовательно, Властелине волшебных искусств - поэзии и магии, покровителе Духовности.

Кто есть Один?

Боги северной традиции делятся на две большие “семьи”: асы и ваны. Их разделила “первая” война, в которой асы одержали над ванами верх.[1] .Один - ас; более того, он - первый среди асов. Согласно Младшей Эдде Снорри Стурлуссона, он родился от Бора (“Порожденного”), сына Бури (“Создателя”). Бор взял в жены великаншу Бестлу (“Супругу”), дочь Бельторна (“Острия Беды”), которая родила ему трех сыновей: Одина, Вили (“Воля”) и Ве (“Сакральная ограда”). Один, великий обольститель, покорил множество женщин и официально имел трех жён: Йорд, Эрриг и Ринд, являющих собой три ипостаси Земли (они олицетворяют, соответственно, невозделанную, возделанную и истощенную землю). Сага об Инглингах представляет Один как властителя, пришедшего из Азии - что, конечно, не следует воспринимать буквально.[2]

Имя Одина

На Нордендорфской фибуле[3] (VI-VII вв.) имя Одина появляется в форме Водан (Wodan). Это слово соответствует староанглийскому Woden, старому верхненемецкому Wuotan, древнесаксонскому Woden и Wodin, старошведскому Othin, староисландскому Odhin. Предположительно, эти имена произошли от первоначальных форм Wodanaz и Wodinaz, “образованных, - говорит нам Рено-Кранц, - путем прибавления суффиксов -an и -in, означающих обладание чем-либо, к германскому корню Wotha, родственному латинскому vates и кельтскому ouateis”. Далее он добавляет: “Н.Лид отождествляет имя Один со звательной формой oden, употребляемой в шведских и норвежских диалектах в значении “в ярости”, “в течке” (...) odast означает “испытывать любовную страсть”. К этому можно добавить нидерландское woeden - “страстно желать”, woedig - “воспламененный (любовью)” (...) Однако почему надо отделять эту группу слов от древненорманнского odhr (герм. wotha), которое не следует, как это слишком часто делают, понимать в узком значении “гнев” (...), но, напротив, толковать расширительно, как обозначение любого возбуждения, которое выводит существо из себя, заставляет его терять самообладание? Да, это, несомненно, ярость, исступление, но исступление это имеет множество форм: пророческое, поэтическое, вдохновенное...”[4]

Ж.Дюмезиль полагает, что происхождение имен богов не имеет существенного значения, ибо, “вообще говоря, (...) скандинавская мифология не становится понятнее благодаря этимологии”[5]. Тем не менее, было бы полезно ненадолго остановится на этом, - что сам Ж.Дюмезиль и cделал. Итак, имя Один происходит от древнескандинавского ôdhr, соответствующего немецкому Wut (“ярость”) и готскому wôds (“неистовый”). Ж.Дюмезиль говорит об этом следующее: “употребленное как имя существительное, это слово означает в равной мере опьянение, раздражение, поэтическое вдохновение (ср. с англо-саксонским wôth - “пение, “песнь”), а также яростное буйство мороза, огня, грозы; в качестве же имени прилагательного означает либо “необузданный”, “неистовый”, либо “стремительный”; помимо германских, близкие индо-европейские слова могут означать исступленное поэтическое и пророческое вдохновение: латинское uates, староирландское faith. Таким образом, это важный бог, бог “первого ранга”, на что, главным образом, и должно было указывать подобное имя”.[6]

Это имя является, прежде всего, магическим понятием, которое сразу позволяет почувствовать идею возвышенности, шаманского экстаза. Однако подразумевающийся ужасающий аспект образа этого “священного неистовства” не должен рассматриваться иначе как страх перед numinosum tremendum (устрашающее проявление “божественного”).

Один замаскированный и полиморфный

Об Одине говорят, что он имеет тысячу обликов. В этом отношении он уподобляется одному из своих земных олицетворений - Мерлину (Миррдину). Тот тоже столик, оставаясь при этом единственным в своем роде: он - друид (godi), но при этом воитель, он колдун, шаман и при этом - друг земледельцев и ремесленников-художников; он - поэт, бард-чародей, а заодно лжец, плут, игрок; он дает советы королям перед тем, как надолго скрыться, став отшельником; он - инициатор и сумасшедший, демон и мудрец, ученый, алхимик... И все это - Один.

Он является всегда под разными именами. В одном из основных мифологических текстов, в “Речах Гримнира”, утверждается,
20:16 00, 09.11.2008 - Wod
Wod
#45. 20:07 44, 09.11.2008
Продолжение статьи:

Один замаскированный и полиморфный

Об Одине говорят, что он имеет тысячу обликов. В этом отношении он уподобляется одному из своих земных олицетворений - Мерлину (Миррдину). Тот тоже столик, оставаясь при этом единственным в своем роде: он - друид (godi), но при этом воитель, он колдун, шаман и при этом - друг земледельцев и ремесленников-художников; он - поэт, бард-чародей, а заодно лжец, плут, игрок; он дает советы королям перед тем, как надолго скрыться, став отшельником; он - инициатор и сумасшедший, демон и мудрец, ученый, алхимик... И все это - Один.

Он является всегда под разными именами. В одном из основных мифологических текстов, в “Речах Гримнира”, утверждается, что их не менее сорока четырех. Другие источники говорят о 160 и даже о 240. Имена эти дают возможность глубже понять сущность Одина. Так, например, имя Фьолнир означает “Изменяющийся”, Гримнир или Гримр - “Скрывающийся-под-маской” и т.д...

Один одноглазый

Один одноглаз, хотя и слывет ясновидящим. Один его глаз находится в источнике Мимира, под одним из корней Иггдрасиля. Говорят, будто один глаз Один глядит над миром, а второй (тот, что в источнике Мимира) созерцает сокрытое, то, что под миром.

Функции Одина

Один - высшее божество. Он - правитель Богов, но он и бог войны. В своей обители Асгард он собирает павших воинов, эйнхериев, тех героев, что должны будут сражаться на стороне божественных сил в день последней битвы. Один также возглавляет касту воинов-магов, берсерков, - воинов-медведей. “Один, безусловно, покровитель и вождь воинов - и в том, и в этом мире. Однако не в прозаическом тексте Эдды, ни в эддических песнях сам Один не сражается... Он обладает целым рядом магических “даров” - даром вездесущности или, по крайней мере, даром мгновенного перемещения, владеет искусством изменения внешности, даром бесконечной метаморфозы, наконец, - даром ослеплять, оглушать, парализовывать своих противников и лишать всякой силы их оружие”.[7]

Атрибуты Одина

Один владеет рядом неотъемлемых атрибутов, связанных с его функциями. Прежде всего, его, как правило изображают окутанным просторной синей мантией (отображением усыпанного звездами небесного свода) и в широкополой шляпе (Сиддхьоттр - “Тот-кто-в-шляпе-надвинутой-на-глаза” - одно из имен Одина). Его оружие - копье Гунгнир, которое он бросает над головами построившихся на битву войск, чтобы определить, на чьей стороне будет Фортуна. Ездит он обычно верхом на Слейпнире, восьминогом коне (символическое шаманское транспортное средство). Два волка сопровождают его - Гери - “Алчный” и Фреки - “Голодный”. Он делится с ними любой пищей с собственного стола, сам же лишь пьет вино. Наконец, у Один есть два ворона (еще одно из его прозвищ - Хральфнагуд, “Бог-с-воронами”): Хугинн (“Мысль”) и Мунинн (“Память”). Птицы эти облетают миры и сообщают Одину о том, что в них происходит.

Приключения Одина

Бог является действующим лицом различных мифологических сказаний, многие из которых весьма назидательны. Упомянем об одном из них - Runatals thattr Odhins (“Перечисление Одином таинств”), которое является одним из базовых текстов нордической традиции. Это сказание изложено в строфах 138-165 “Речей Высокого”, т.е. Одина.

В последней части “Речей” повествуется о том, как Один открыл руны. Согласно тексту Runatals, Один девять дней и девять ночей провисел на ясене Иггдрасиль. Это дерево символизирует мировую ось, постоянство внутри изменчивости, неизменность в самом сердце движения. Предполагается, что оно проходит сквозь центры девяти миров нордической традиции. Однако, эта статичная фигура заключает в себе динамический образ, ибо название Иггдрасиль означает “скакун Игга”. А Игг (этимологически - “Устрашающий”) - снова никто иной, как Один. Эта ассоциация коня и дерева вновь отсылает нас к понятиям, присущим шаманизму, если вспомнить, что скакун Один - это Слейпнир.

Итак, девять дней и девять ночей Один висит на Иггдрасиле, без единой крохи пищи, без единого глотка влаги. Он постится, дабы осуществить свою экстатическую аскезу. Затем он ранит себя копьем. Таким образом, Один - бог, жертвующий собою во имя Пробуждения (тогда как Тюр - бог, жертвующий собой в целях защиты справедливости и чести). Это самопожертвование ради познания сродни утрате глаза, оставленного в источнике Мимир.[8] В итоге он собирает руны. Собирая их, он кричит во все горло. так символически подчеркнуто значение звука при мистериях: одно из недавних значений слова rune - действительно, “заклинание”, “магическое песнопение”.

Этот текст Runatals, быть может, содержит в себе, всю нордическую премудрость во всей ее полноте, - заключенную в 24 рунах, 24 мистериях и их взаимосвязях. Вероятно, любой способен достигнуть успехов на пути постижения рун. Едва ли возможно описать их сущность в рамках столь краткого изложения, но - как бы то ни было - некоторые моменты достойны рассмотрения.

Так, следует понять, что девять дней и девять ночей - это символ. Основное, что совершает Один, находясь на Иггдрасиле - это путешествие по девяти мирам. Именно во время этого путешествия он постигает, и последовательно, и одновременно, каждую из 24 рун Футарка, руническую систему во всей ее полноте. Один (или его последователь, идущий путем Одина), войдя в состояние аскезы, в своего рода шаманский транс, совершает внешнее и, в то же время, внутреннее руническое путешествие. Посетить все девять миров традиции означает пронзить насквозь, наполнить и вновь опустошить все девять hvel своего существа; hvel же в нордической традиции - то же, что семь чакр в традиции индуистской. Заметим, что и тот, и другой термин означают “колесо”.

Именно таким образом, вдоль собственного позвоночного столба, Один и его последователь заставляют двигаться дракона или огненное колесо Филфота,[9] - так же, как иные поднимают свою Кундалини (если, конечно, обе эти практики не являются полностью идентичными).

Следуя этим путем, Один и “одинист” могут достичь Пробуждения.

Все это, как
Wod
#46. 20:09 57, 09.11.2008
Следуя этим путем, Один и “одинист” могут достичь Пробуждения.

Все это, как мы видим, весьма далеко от образа варварского бога из героико-фантастического рассказца...

Один и магия

Таким образом, Один - это, в первую очередь, бог магии. Это очевидным образом следует из его связи с магическими знаками, коими являются руны. Однако, это лишь одна из множества других его связей с миром магии. Здесь мы не станем рассматривать эту тему. Заинтересованный читатель может обратиться к труду Реджи Бойера.[10]

Тем не менее, следует сразу же уточнить, что если нордическая культура была неоспоримо магической, то ее представитель, взятый сам по себе, не казался особенно склонным к магии.

Просто постараемся дать здесь суммарное определение нордической Магии. Здесь, как и в других географических и культурных пространствах, можно выделить два типа северной магии. Эти две ее разновидности частично совпадут с тем, что в других местах принято называть магией правой руки и магией левой руки или внутренней и внешней алхимией. Схематически говоря, это магия, направленная на самотрансформацию путем внутренних изменений и практика, имеющая целью самотрансформацию через изменение окружающего мира, воздействие на последний.

Таким образом, изучение нордической Традиции заставляет нас различать магию, которую можно определить как “асскую” (от названия богов-асов) - для нее характерны реализация функций первого и второго уровней и скорее мужская (а Один - главный представитель асов) направленность, и магию “ванскую”, названную так по имени богов-ванов, соответствующую третьему уровню и женскому началу, основная представительница которого - богиня Фрейя.

Прекрасным символом “асской” магии служит жертва Одине на Иггдрасиле, практика, позволяющая постичь премудрость рун. Ее цель - самотрансформация через прохождение руническими путями Иггдрасиля. В таких обстоятельствах может возникнуть мысль о тех богах, что изображены восседающими в позе лотоса на котле из Гундеструпа. Боги эти рогаты, но рога очень напоминают ветви дерева. Не следует ли воспринимать их как олицетворение Пробужденных, слившихся воедино с древом Иггдрасиль для медитации? Наиболее серьезные из современных групп последователей Одина практикуют преимущественно эту форму просветляющей магии.

Что касается ванской магии, ее выражением, - в частности, на Севере, - служат мифы, имеющие отношение к Фрейе. Впрочем, существует предание, что именно Фрейя обучила Одина этой разновидности магии. Речь идет, в частности, обо всех видах магии талисманов или иных видах магии, имеющих целью изменение окружающего мира для приобретения знания, достижения могущества... К этой категории относится вызывание умерших или не-людей. На Севере эта специфическая разновидность магии носит название sejdr.[11] Долгое время ванской магией мало занимались в аутентичных группах одинистов, так как в них было мало женщин. Ныне ситуация готова измениться.

Один не всемогущ

Один не способен воздействовать на Рок. Рок (Wyrd) всемогущ, даже если и не неотвратим. Эта идея находит подтверждение в именах трех норн, божественных сущностей, прядущих нить судьбы. Их имена - Урд (Urd), Верданди (Verdandi) и Скульд (Skuld). Урд представляется наиболее аутентичной из норн. Изначально она должна была быть единственной. Ее имя образовано от прошедшего времени древнескандинавского глагола, означающего “становиться”. Урд, таким образом, символизирует прошлое. От него произошли некоторые нордические термины, относящиеся к Року, - например, староанглийское Wyrd. Verdandi - действительное причастие от того же древнескандинавского глагола, означающее “тот, кто есть”, “настоящий, присутствующий”. Skuld же - это не “будущее”, но то, что должно бы случиться. Таким образом, существует возможность (хоть и незначительная) воздействовать на Рок (в немецком языке - Werden).

То, что первый среди богов не в состоянии воздействовать на Рок, находит подтверждение, в частности, в мифе о Бальдре, сыне Одина, “прекраснейшем из богов, лучшем среди них”[12]. Он поведал о страшных снах, что содержали пророчество его кончины. Тогда Один, его отец, являетcя к вёльве, умершей пророчице, дабы узнать будущее. Женщина предсказывает ему трагическую судьбу Бальдра. Однако Один ничего не предпринимает (или не может ничего предпринять), чтобы предотвратить смерть Бальдра и последующую гибель богов.

Поскольку в нордическом мире ничего не бывает просто, а любое соответствие полярно, ясно, что эта гибель богов обеспечивает возвращение Золотого века, эры равновесия и совершенства. Конечно, мистерия Бальдра - один из самых интересных и содержательных мифов, достойных углубленного изучения. Он служит также свидетельством неоспоримой связи между Одином и Бальдром, между Отцом и Сыном.

Древний и юный

Похоже, миф о Бальдре позволяет вплотную подойти к одной из самых существенных проблем нордической Традиции - проблеме реальной тождественности богов, то есть их сходства с главным из них - Одином, имеющим тысячу ликов.

Множество элементов, помимо их родства, служат сближению образов отца и сына. Так, в Саге об Инглингах Один предстает перед нами как наиболее почитаемый из богов, а в “Речах Гримнира” - как “лучший из асов”. Впрочем, и о Бальдре говорится, что “о нем можно сказать только хорошее. Он самый лучший, и все его восхваляют”. Еще о Бальдре сказано, что “он столь прекрасен и сиятелен, что излучает свет”. Один тоже “прекрасен и весьма благороден лицом”. Кроме того, Бальдр “самый мудрый из асов и самый красноречивый”. А ведь ораторские и поэтические таланты Одина также общеизвестны - в частности, из эпизода обретения рун на Иггдрасиле. Покровитель двух искусств, поэзии и ратного дела, Один обладает неоспоримым превосходством духа и любит состязания в ораторском искусстве (см. “Речи Вафтруднира”, где он предстает в поединке с гигантом Вафтрудниром, или “Песнь о Харбарде”, где Один (Харбард, т.е. “Серая борода”), противостоит в словесном состязании Тору.

Руны также дают нам возможность
Wod
#47. 20:11 20, 09.11.2008
Руны также дают нам возможность провести аналогию между Одином и Бальдром. Все двадцать четыре руны разбиты на группы в соответствии с некой системой, носящей название Футарк (по начальным буквам имен первых шести рун - F-U-TH-A-R-K). Эта система включает в себя три группы (три атта, aettir) по восемь рун в каждой. Часто полагали, что каждый из аттов находится в ведении одного из богов - или одной из функций, соответствующих различным уровням. Первый атт не представляет проблемы: бог, который им управляет - Фрейр. Так же обстоит дело и с третьим - им ведает бог Тюр. Остается второй атт, начинающийся с руны Hagal. В одной из своих форм - форме шестилучевой звезды - Hagal присутствует в многочисленных творениях искусства. Часто она считается самой священной руной. Hagal - это Один. Однако нередко и не случайно за этой руной усматривают Бальдра.

Имя руны означает “град”. Это образ льда - создателя первооснов. Она является также символом бессмертия, ибо объединяет в себе руну жизни и руну смерти. Кроме того, это и смысл мифа, полярного мифу о Бальдре - мифа о бессмертии через вечное возвращение, подобно граду, который бессчетное множество раз возникает из воды и вновь становится водою.

Так вот, если Один тысячелик, логично предположить, что Бальдр - попросту его эманация, одна из его ипостасей, Один молодой, чистый, совершенный. Бальдр был бы “юношей”, как Один - “старцем”. Юный бог воплощает высшую ступень порядка и правосудия, но порядка слишком совершенного, нежизнеспособного. “Никакой из его приговоров не может свершиться”. И Один, и Бальдр должны быть пронзены насквозь, чтобы достигнуть формы Пробуждения. Первый, находясь на Иггдрасиле, сам себя ранит собственным копьем, чтобы открыть руны. Второй оказывается смертельно раненным собственным братом-слепцом на тинге. Однако эта смерть влечет за собою закат богов или, точнее, “свершение предназначения Рока”, возвещая возврат Золотого Века. Могут возразить, что Бальдр, в отличие от Одина, поражает себя не сам. Однако известно, что Бальдр, как и его отец, был прекрасно осведомлен о том, каков рок, долженствующий свершиться. Поднимаясь на тинг, он прекрасно знал, на какую участь себя обрекает.

А что вручает Один своему сыну, распростертому на погребальном костре, перед тем, как тот отправится в Helheim, обитель умерших? Кольцо, Драупнир, обладавшее свойством каждые девять ночей порождать восемь колец, имеющих тот же вес, что и сам Драупнир. Не здесь ли, в очередной раз, кроется тайна обряда девяти hvel, “колес” (здесь - в символической форме)? Кроме того, Один шепчет сыну на ухо высшую тайну: заклинание, позволяющее преодолеть переходы и достичь Пробуждения.

Во всем - всё. Каждая руна содержит в себе Футарк во всей его полноте. Быть может, Один-старец и Бальдр-юноша суть одно, чередующиеся, как чередуются тьма и свет, подлинный и идеальный порядок вещей.

Нордически-полярная Традиция таит в себе множество вещей, достойных внимания. На протяжении долгих веков она как бы спала. Кое-какие архитектурные мотивы, сказки были лишь отражением ее блеска. Она была обесславлена, очернена, извращена, фальсифицирована, обесчеловечена. И однако же она выжила - сегодня вновь настало время брать все самое лучшее из того, чем она богата.

Ибо близится срок возрождения Бальдра - и возвращения Золотого Века.

--------------------------------------------------------------------------------

[1]Странную (учитывая эддическое: рухнули стены крепости асов, ваны в битве врагов побеждали) трактовку завершения “первой в мире” войны мы оставляем на совести автора - прим. редактора.

[2]Так же спорное, на наш взгляд, утверждение. См., напр.: В.И.Щербаков. Асгард - город богов. М., 1991; Ф.Кардини. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987; А.Р.Чочиев. Нарты-арии и арийская идеология. М., 1996 - прим. редактора.

[3]Фибула из Нордендорфа - знаменитый памятник рунического искусства; надпись на фибуле содержит имена трех богов: Logathore, Wodan, Wigithonar (См.: А.В.Платов. Руническая магия. М., 1994.) - прим. редактора.

[4][2]

[5][3]

[6][4]

[7]G.Dumesil. Mythes et dieux des Germains. -Paris, 1939.

[8]Эта связь между подвешиванием и глазом, который смотрит снизу, то есть видит мир перевернутым, способна навести нас на мысль о двенадцатом аркане Таро - “Повешенный”. Нога повешенного находится в любопытном положении, по поводу которого исписано море чернил. А ведь, расположенные подобным образом, ноги Повешенного образуют руну Wenn - начальную руну имени... Wodan.

[9]Огненное колесо Филфота (Fylfot) - в нордической традиции - огненная Свастика, один из древних магических символов, связанных с определенными магическими технологиями.

[11]Необходимо отметить, что - на наш взгляд - связи Одина с магией имеют несколько более сложный характер, нежели полагает большинство западных авторов, в том числе и автор данной статьи. Так, древние тексты неоднократно намекают на то, что Один владел обоими типами магии - как “правой” (янской, “мужской”), так и “левой” (иньской, “женской”). Это прекрасно согласуется с представлениями о “гермафродитизме” Гермеса (Меркурия), античного аналога Одина. Отсюда следует сделать ряд выводов, оставшихся (или оставленных автором) за пределами статьи.
20:11 46, 09.11.2008 - Wod
Wod
#48. 20:47 16, 09.11.2008
Бел-бог против Чернобога. Один против Одина

Изъян и у доброго сышешь,
а злой не во всем нехорош.
(«Речи Высокого», 133)

Ранее мы рассмотрели традиционное противостояние Белого и Черного богов на примере эддических Хеймдалля и Локи [1]. Обрисовав портрет светлейшего из асов, мы доказали, что он может рассматриваться как Белый бог, а его противник - Локи - как Черный бог. Были также сформулированы свойства, большинству из которых должен был бы по нашему мнению отвечать образ Белого бога, главные черты образа Черного бога определены ранее [2,3]. Вместе с тем нельзя не отметить, что в любой системе традиционализма, за исключением разве ярко выраженной авестийской, есть божества, объединяющие в себе образы этих двух непримиримых соперников. В Индии - Рудра-Шива [4], у славян - Род, а затем и Велес [5]. Что же касается германцев - главным образом, скандинавов, - у них это Один.

Чтобы «не растекаться мыслию по древу» построим статью таким образом. Последовательно перечислим характерные черты Черного и Белого богов, объединенных попунктно, а затем докажем наличие этих свойств у Одина. Перечень построим по принципу «от внешнего к сути», т.е. от того, что лежит на поверхности, к тому, что спрятано внутри эддических текстов.

1. Белый бог, как и Черный бог, - это прабоги, боги старшего поколения.

Один - Альфэдр, первый из асов, обычное его обличие - одноглазый старик в широкополой шляпе. Его зовут Харбард - Длинная Борода. Он отец многих богов, участник Творения Мира и людей. Однако, в этом процессе Творения, как мы увидим, он выступает в том числе и разрушителем (см. ниже п. 8)

2. Белый и Черный боги - это соперники; первый обладает атрибутами белизны или Света, но второй есть хтонический персонаж, такой, что кроме черноты под землей, ему подчинены чернота на земле и чернота на небе.

3. Черный бог связан со смертью и миром мертвых, ему подчиняются некоторые человекоподобные существа, ответственные за Тьму. Белый бог, напротив, противостоит миру мертвых и смерти.

Один - Всебог, он «лучший из асов», отец светлейших - Хеймдалля и Бальдра. «Ярый» и «Родитель Живущих» - хейти Одина. Оком Вотана именовали германцы тресветлое Солнце; Млечный путь - это дорога Вотана [12]. Большая Медведица - колесница Его (wagen des Wodan). Золотом светится Вальгалла, «легко отгадать, где Одина дом».

«Гладсхейм - двор пятый,
Отрадный, где Вальгалла
златозарна воздвиглась;
там Хрофт избирает
ратных мужей
чтодневно в битвах убитых»

(8, «Речи Гримнира» [6])

Один, как Белый бог, возглавит асов и их союзников, когда во время Рагнарека выйдут против них на поле Вигрид сыны Муспелля, ведомые Суртом-Черным, и отродья Хель, во главе с отцом богини смерти, Черным “недругом богов” - Локи.

Согласно «Речам Гримнира», Один это одновременно и Вальфэдр, Отец Павших и Навь-бог, он - бог смерти и владеет частью "душ" умерших. Один - Исторгатель и Морок, Губитель в битвах, злой гений, что похищает "души" посредством валькирии и собирает небесное войско мертвецов в Вальгалле, куда путь им через ворота Вальгринд. Корень Val-Vel у германцев, славян и балтов связан со смертью, т.е. разрушением. «Славянское имя» Одина - Велес, который является «пастырем душ умерших». Тем самым в его власти чернота на небе.

Один зовется «Бог Висельников и Тюр повешенных», он - сама Рознь, и сеет на земле раздоры. Ему подчинены волки и вороны, традиционно отождествляемые с чернотой на земле (см. п.4).

Именно Один наделил Хель властью, которой та обладает, именно он поставил Хель «владеть девятью мирами, дабы давала она приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезни или от старости». Хель имеет облик женщины, но половина ее мертва и ужасна. Один владеет волшебным копьем, копье же - традиционно - оружие Нижнего мира. Таким образом, Один управляет чернотой под землей.

4. К миру Черного бога относятся животные - ворон, волк (или пес), змей (выезжающий из (из-за) воды) - как ипостаси Черного бога или проявления, подвластные Ему. Белый бог зооморфически связан с благородными птицами (орел, сокол, ястреб) или лебедем, скотом (бык или корова, тур, олень) и противостоит змею.

Одину как Навь-богу всюду сопутствуют два волка - Гери и Фреки, и два ворона - Хугин и Мунин. Он - “ас воронов” и -Хральфнагуд.

Вороны летают по Белу Свету и обо всем виденном рассказывают Одину, а возможно, и вещают словами Одина, заметив попрание его законов на земле:

Убит был Сигурд
к югу от Рейна, -
с дерева ворон
каркнул громко:
«Атли о вас
клинки окровавит!
Злобных убийц
клятвы погубят!»
(5, «Отрывок песни о Сигурде», [7])

Cимволика связи с Нижним миром налицо. Ворон - падальщик, и волки тоже. «Часто волкам достаются трупы...» - говорит Сигрун во «Второй песни о Хелги убийце Хундинга» (строфа 25). «Лакомство волчье - падаль...» -утверждает Гудмунд в «Первой песни о Хелги убийце Хундинга» (строфа 36), и «рыщут по миру Видрира псы, трупов алкая»(там же, строфа 13).

[Гудмунд сказал:]
«Дай мне раньше
у Волчьего Камня
трупом твоим
воронье насытить,
чем псов и свиней
твоих накормить;
пусть боги тебя
покарают, как должно.»
(44, «Первая песнь о Хелги убийце Хундинга» [7]).

В то же время Один как Белый бог и потомок коровы Аудумлы, будет биться с Волком Фенриром, сыном злокозненного Локи. Именно Один низверг в глубокое море Йормунганда - Мирового Змея, также порождение своего темного брата. Есть намек и на зооморфизм у сына Одина - противника Локи, «златорогого» аса Хеймдалля, голова которого названа в кеннингах «Языка поэзии» - мечом «Хеймдалля».

5. Иногда Белый бог обладает подчеркнуто светлым (зорким) взглядом, а Черный бог частично или полностью «слеп».

Владыка асов «темен» на один глаз, но в то же время Одину все видно с престола Хлидскьяльв: «видит он все миры и все дела людские, и ведома ему суть всего видимого», как видима она оку Вотана - Солнцу.

6. Белый бог в той же степени, что и Черный бог, связан с зарождением новой жизни и судьбой.

Один - творе
Wod
#49. 20:49 16, 09.11.2008
6. Белый бог в той же степени, что и Черный бог, связан с зарождением новой жизни и судьбой.

Один - творец людей, Аска и Эмблы, которых он создал, по одной версии, вместе со своими эманациями Вили и Ве, по другой - с Хениром и Лодуром-Локи. До того, как Один нашел Аска и Эмблу, они, согласно «Прорицанию вельвы», «не чаяли жребия и судьбы не имели». Получив дух(разум), душу(дыхание) и тепло(кровь и цвет живого), люди обрели судьбу, или свой жребий.

Один и здесь столь же черен, сколь и светел. Он, как и Локи, сеет Смуту, Рознь, Морок (он и является ими самими), которые приводят к войнам, смерти и разрушению судеб людей. Один дает подчас неправую победу слабейшему, чтобы заполучить героя в Вальгаллу.

Вот в чем обвиняет брата сам «кузнец бед» - Локи:

«Перебранка Локи»[6]
21.Один сказал:
Безумен ты, Локи!
наидерзнейший,
ты в Гевьон разбудишь гнев, -
всего живого
ей ведомы судьбы
не меньше, чем мне.
22.Локи сказал:
Молчи-ка ты, Один!
с начала времен
людей ты судил неправо:
в распре не раз,
кто праздновал труса,
тому ты дарил победу

Стоит вспомнить и о каре, постигшей валькирию Брунхильд (или Сигрдриву), за то, что ослушалась Одина. Об этом мы узнаем из «Саги о Волсунгах», из «Речей Сигрдривы» и т.д.

8-10, «Поездка Брюнхильд в Хель» [7]
[Брюнхильд сказала:]
«В готском краю
я тогда отправила
в сторону Хель
Хьяльм-Гуннара старого,
победу отдав
Ауды брату:
очень был этим
Один разгневан.
Воздвиг для меня
из щитов ограду
белых и красных,
края их смыкались;
судил он тому
сон мой нарушить,
кто ничего
не страшится в жизни.
Вокруг ограды
велел он еще
ярко гореть
губителю древа;
судил лишь тому
сквозь пламя проехать,
кто золото взял
из логова Фафнира.

В «Gautrekssaga» Один, подобно норне, определяет счастливую судьбу своему приемышу Старкадру.

Таким образом, Один, как и его жена Фригг («Колесо Фригг»), как и Норны («узлы Норн»), участвует в формировании Судеб всего живого.

7. Блага в мире - от Белбога: Белый бог - просветитель, он добывает и дарит людям и иным богам знания; Белый бог является из своего мира в наш мир, чтобы совершенствовать его. Вред в мире - от Чернобога.

Вплоть до 19 века в Швеции сохранился обычай оставлять на поле нескошенным клок ячменя или пшеницы в жертву Одинову коню. О том сообщается, например, в той же Deutsche Mithologie von Jacob Grimm (стр.140). Аналогичный обычай сохранялся и в России, связанный с Велесом.

Жена Одина, Фригг - богиня брака и тем самым, продления рода.

Один - бог волшебства и мудрости, который ради знания неоднократно приносил в жертву собственное тело: первый раз - пожертвовав свой глаз, во второй - распнув себя на стволе Иггдрасилля. Таким образом он достиг просветления, добыл и даровал асам, ванам, карликам, альвам и людям смысл рун. Им же рождены многие искусства, включая поэзию. Потому нередко древние историки отождествляли Одина с Гермесом-Меркурием [13,14], которого «считают изобретателем всех искусств, он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам»[15].

Аватары Одина во всем соответствовали небесному Одину: «Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил [8]».

Один часто покидает Асгард и бродит по Миру, где испытывает повстречавшихся ему и творит справедливость. Один наказал жадного Хрейдмара с помощью проклятого кольца Андвари («Речи Регина»), затем наказание за ту же жадность и подлость постигло Фафнира и Регина («Речи Фафнира»). Один испытывал Вафтруднира («Речи Вафтруднира») и «излечил» его от излишнего самомнения.

Владея шаманскими техниками и магией сейда, Один «на острове Самсей бил в барабан, средь людей колдовал, как делают ведьмы» (24, «Перебранка Локи»)... Вот как эти сведения перекликаются с «Сагой об Инглингах»

«VII. ...Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется колдовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством, так что ему обучались жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел»[8].

Он явился при дворе короля Олафа и много интересного рассказал этому монарху («Сага об Олафе сыне Трюгви», LXVII).

«Сага о посошниках» содержит рассказ про норвежского кузнеца, что жил неподалеку от шведской границы, у которого Один остановился на ночлег, а наутро даже попросил подковать своего коня: «... они пошли в кузницу и кузнец спросил гостя: «Где ты был прошлой ночью?» «В долине Медальдаль». А это было далеко от Несьяр (где жил кузнец), потому хозяин резонно заметил: «Ты, судя по всему, большой обманщик, этого никак не может быть». Ковалось кузнецу из рук вон плохо, и подковы вышли такими большими, каких он никогда не видывал. Но когда их примерили, они оказались коню впору. Когда конь был подкован, гость сказал: «Ты человек неученый и неразумный. Почему ты ни о чем не спрашиваешь?» Кузнец спросил: «Что ты за человек, и откуда явился, и куда держишь путь?» Тот отвечал: «Явился я с Севера и долго оставался тут, в Норвегии, но теперь думаю податься в Свейскую державу. И долго плавал я на кораблях, а теперь нужно привыкать к коню» Кузнец спросил: «Где же ты собираешься быть к вечеру?» «На востоке, в Спармёрке», - отвечал тот. «Этого не может быть, - сказал кузнец, - ведь туда не доскачешь и за семь дней». Гость вскочил на коня. Кузнец спросил: «Кто же ты?» Тот ответил: «Слышал ты об Одине?» - «Слышал я, как его поминают.» - «Теперь ты можешь его
Wod
#50. 20:51 47, 09.11.2008
«Теперь ты можешь его узреть, - говорит гость. - И если ты не веришь тому, что я тебе сказал, смотри же теперь, как я перескачу на моем коне через ограду.» Он пришпорил коня, тот перелетел через ограду и не задел ее, а колья в ней были вышиной в семь локтей. Больше кузнец его не видел» (перевод А.Я. Гуревича) [10].

В испытании, которое Один устраивает людям, он проявляет и свое коварство, и черное злодейство, хотя при этом он остается справедливым - высшим, хоть и жестоким посмертным Судом. Вспомнить, хотя бы, как Один наказал за жестокость конунга Гейррёда («Речи Гримнира»), что пытал Одина-Гримнира между двух огней, а в конце концов был зарезан своим же собственным мечом и погиб без оружия в руке, самым неподходящим для викинга образом:

53.Конец я твой знаю
ныне же к Иггу,
клинком упокоен, пойдешь;
дисы в гневе;
ныне дерзнешь ли
на Одина глянуть, представ.

Таким образом, Гейрред должен отправиться в Хель. Было бы странно думать, чтобы Один принял Гейрреда, своего мучителя, который не прошел испытания, в небесную дружину.

Есть еще и такое, весьма характерное сказание, запечатленное Снорри в “Языке поэзии”: “Один отправился в путь и пришел на луг, где девять рабов косили сено. Он спрашивает, не хотят ли они, чтобы он заточил им косы. Те соглашаются. Тогда, вынув из-за пояса точило, он наточил косы. Косцы нашли, что косы стали косить много лучше, и захотели купить точило. Он сказал, что пусть тот, кто хочет купить точило, заплатит за него в меру. Это всем пришлось по душе, и каждый стал просить точило для себя. Один бросил точило в воздух, но, так как все хотели схватить его, вышло, что они полоснули друг друга косами по шее.” [9]

Похитив мед поэзии, и назвавшись при этом именем Бёльверк (Злодей), Один превратился в орла и поспешно улетел, отягощенный своей поживой. Великан Суттунг догадался, что у него украли мед, тоже обратился орлом и бросился в погоню. “Как увидели асы, что летит Один, поставили они во дворе чашу, и Один, долетев до Асгарда, выплюнул мед в ту чашу. Но так как Суттунг уже настигал его, Один выпустил часть меда через задний проход. Этот мед не был собран, его брал всякий, кто хотел, и мы называем его “долей рифмоплетов” [9].

Кроме того Один - предводитель знаменитой Дикой Охоты.

8. Иногда Белый бог ассоциируется с молодостью, а Черный бог - со старостью, и тогда их встреча - это испытание Белого Черным, а Света- Тьмой. В этом соперничестве с Черным богом Белый бог обретает целостность и избавляется от собственной ущербности.

Многие исследователи склоняются к тому, что милосердный Бальдр, чей приговор никогда не сможет свершиться, - одна из ипостасей Одина [11]: «Один молодой, чистый, совершенный. Бальдр был бы «юноша», как Один - «старец». Юный бог воплощает высшую ступень порядка и правосудия, но порядка слишком совершенного, нежизнеспособного. И Один, и Бальдр должны быть пронзены насквозь, чтобы достигнуть формы Пробуждения... Бальдр, как и его отец, был прекрасно осведомлен о том, каков рок должен свершиться. Поднимаясь на тинг, он прекрасно знал, на какую участь себя обрекает... Один шепчет на ухо (мертвому) сыну высшую тайну - заклинание, позволяющее преодолеть переходы и достичь Пробуждения...Быть может, Один-старец и Бальдр-юноша суть одно, чередующиеся, как чередуются тьма и свет, подлинный и идеальный порядок вещей».

Ущербность светлого Одина - Бальдра - в его идеализме. Подвергая себя испытанию на тинге, практически неуязвимый, Бальдр не выдерживает столкновения с реальным положением вещей, и возвратится в мир лишь тогда, когда старая реальность сама падет. Но даже и тогда неразлучной тенью за ним вернется темный Один - слепец Хед, чтобы, кто знает, может быть вновь подвергнуть своего двойника испытанию. Один-Гримнир говорит, что он есть сам Слепо-Хель (Хельблинди), а Хель - богиня смерти, т.е. Один - это «слепая смерть, смерть без разбора» и в определенной степени справедливая.

9. Белый бог участвует в творении Мира, либо препятствует порче мира. Чернобог также участвует в Творении, либо портит только что созданный мир.

Один - творец Мироздания, он создал систему из девяти миров вместе с Вили и Ве и установил Миропорядок. Один - «правитель на небе и на земле, он величайший и славнейший из всех мужей».

Однако, чтобы сотворить мир, сыновьям Бора пришлось убить и расчленить Имира. Смерть Имира - это сакральное расчленение, практиковавшееся разными народами: достаточно вспомнить индийского Пурушу, каждая из частей тела которого дала начало какой-либо части Мироздания.

При создании нового Мира Один выступает как Чернобог и нарушает тот Порядок, что был при Имире, т.е. разрушает мир, существовавший до Одина и состоявший лишь из Муспельхейма, Нифльхейма и Мировой Бездны. Старый мир, мир великанов, мир Бергельимира, Бора, Бури, Бестлы, Мимира великий Один перекроил на новый лад, упорядочив Бездну Мировой Энтропии.

Но и созданный им же самим новый Порядок, Один тоже попирает сам, хотя несколько иным образом. Так произошло, когда асы нарушили данную великану при постройке стены вокруг Асгарда клятву, тем самым подорвав устои своего мира.

Крепкие были
попраны клятвы,
тот договор,
что досель соблюдался...

Клятвы обманутому волку Фенриру тоже наверняка давали именем Одина. Именно Один, тот, «что в битвах Губитель», начал войну с ванами, результатом которой стало злодеяние - убийство безоружного заложника Мимира, т.е. и ваны в свою очередь нарушили устои мира. Хникар и Хникуд - имена Одина, что значит - «сеятель раздоров». Несоответствие жизни асов тем принципам, которые они провозгласили, - это источник разрушения мира. Асы сами породили своих противников - чтобы понять это, вспомните, чем похваляется Один в «Песне о Харбарде», и в каком блуде Локи упрекает прочих асов.

«Прорицание вёльвы» [6]

39.я видела, вброд
через тяжкие воды
клятвопреступники
и душегубы,
и те, кто чужих
жен соблазняли,
идут, и холодные
трупы гложут
Волк и Нидхегг.
Еще мне вещать? Или хватит?
45.брат на брата
3 4 5 6 7