Сотворение сословий

Imir
#1. 16:47 05, 27.02.2008
Сейчас я ознакомлю вас с появлением сословий в Ирландии:
"Ac многомудрый, храбрый и сильный" вошел в дом, где у очага сидела чета стариков – Прадед и Прабабка Риг обратился к ним с поучением и разделил с ними их скромную трапезу – тяжелый, грубый хлеб, пополам с отрубями, и похлебку. Затем Риг лег вместе с хозяевами в постель, расположившись посредине. Пробыв у них три ночи к ряду, он ушел своей дорогой, а через девять месяцев Прабабка родила сына. Его окропили водой и назвали Трэлем , т. е. рабом. Его внешность описывается так: "он темен лицом был... | кожа в морщинах | была на руках, | узловаты суставы... | толстые пальцы | и длинные пятки, | был он сутул | и лицом безобразен".
Возмужав, Трэль занялся трудом: вил лыко, делал вязанки и "целыми днями хворост носил". Он стал жить с девой по имени Тир, что значит "рабыня". Была она такого же облика, как и Трэль. У них родились сыновья, имена которых значат: "Крикун", "Скотник", "Грубиян", "Хлевник", "Лентяй", "Пень", "Толстопузый", "Бездельник", "Бурый", "Горбун", "Вонючий", и дочери, по имени "Обрубок", "Толстоикрая", "Грязноносая", "Крикунья", "Служанка", "Оборванка", "Журавлиные ноги" и т. п. Сыновья Трэля "удобряли поля, | строили тыны, | торф добывали, | кормили свиней, | коз стерегли". "Отсюда весь род рабов начался".
А Риг пришел к другой усадьбе и, войдя в открытую дверь, увидел супружескую пару, дружно трудившуюся подле горящего очага. Хозяин строгал вал для ткацкого станка, жена пряла пряжу. Их внешность описывается так: мужчина – "с челкой на лбу, | с бородою подстриженной, | в узкой рубахе"; женщина "была в безрукавке, | на шее платок, | убор головной | и пряжки наплечные". Звали хозяев дома Дедом и Бабкой. Риг и им преподал советы, и после трапезы лег с ними в постель. Через три ночи он вновь отправился в путь, а через девять месяцев Бабка родила сына, названного при окроплении Карлом , что в данном контексте означало, вероятно, "мужчина", "крестьянин" . Был он "рыжий, румяный, | с глазами живыми. | Стал он расти, | сильней становился, | быков приручал | и сохи он ладил, | строил дома, | возводил сараи, | делал повозки | и землю пахал".
Невесту, привезенную к нему в дом, звали Снёр (т. е. невестка, сноха), была она в одежде из козьей шерсти, с ключами на поясе. "Жили супруги, | слуг награждали, | ложе стелили, | о доме заботились". Имена их сыновей значили: "Свободный крестьянин", "Молодец", "Свободнорожденный", "Человек", "Ремесленник", "Широкий", "Мужчина", "Земледелец", "Заплетенная борода", "Житель", "Острая борода", "Парень", а дочерей звали "Говорливая", "Невестка", "Гордая", "Надменная", "Жена", "Женщина", "Стыдливая", "Энергичная", "Хозяйка" и т. п. "Отсюда все крестьяне род свой ведут".
Дальше пошел Риг и приблизился к хоромам с открытыми на юг дверьми. Пол был застлан соломой, там сидели Мать и Отец , любуясь друг другом и сплетая пальцы. Хозяин строгал стрелы и плел тетиву для лука, а хозяйка, "любуясь | нарядом своим, | то одежду оправит, | то вздернет рукав. | Убор был высокий, | и бляха на шее, | одежда до пят, | голубая рубашка, | брови ярче, | а грудь светлее, | и шея белее | снега чистейшего". Ригу было подано роскошное угощение: "Мать развернула | скатерть узорную, | стол покрыла | тканью льняной, | потом принесла, | положила на скатерть | тонкий и белый | хлеб из пшеницы. | И блюда с насечкой | из серебра, | полные яств, | на стол подала, | жареных птиц, | потроха и сало, | в кувшине вино | и ценные кубки, | беседуя, пили, | до позднего вечера".
Риг и им преподал советы, провел с ними три ночи и "снова пошел серединой дороги", а Мать через девять месяцев родила сына. Его спеленали шелками, окропили водой и назвали Ярлом . "Румяный лицом, | а волосы светлые, | взор его был, | как змеиный, страшен. | Ярл в палатах | начал расти; | щитом потрясал, | сплетал тетивы, | луки он гнул, | стрелы точил, | дротик и копья | в воздух метал, | скакал на коне, | натравливал псов, | махал он мечом, | плавал искусно". Появившийся из лесов Риг обучил его рунам, назвал его своим сыном, дал ему свое имя и пожаловал во владение "наследные земли, селения, древние"
Ярл скакал по снежным нагорьям к высоким палатам, затевал сраженья и завоевывал земли. "Восемнадцать дворов – | вот чем владел он, | щедро раздаривал | людям сокровища, | поджарых коней, | дорогие уборы, | разбрасывал кольца, | запястья рубил", т. е. дарил куски золота. Он посватался к дочери Херсира , родовитого человека, военного предводителя. Его невесту звали Эрна ("умелая"), была она умницей "с белым лицом и тонкими пальцами". Супруги "жили в довольстве, | достатке и счастье | и множили род свой". Их сыновей звали "Сын", "Ребенок", "Наследник", "Потомок", "Мальчик" и т. д., а имя младшего было Кон ("Отпрыск"). Из всех сыновей самым искусным в воинском деле был Кон ( отсюда, очевидно, конунг). Он знал волшебные руны, с помощью которых мог добиться победы, успокоить бурю на море и затупить вражеский меч, а также помочь роженице в родах. "Знал птичий язык, | огонь усмирял, | дух усыплял, | тоску разгонял он; | восьмерым он по силе | своей был равен". В состязании в рунах Кон победил своего отца – Ярла и "тогда приобрел он | право называться | Ригом и ведать | могучие руны".
"Песнь о Риге" не сохранилась полностью, и в заключительных ее строфах рассказывается о том, как ворон прокаркал Кону, чтобы он собирался в поход против Дана и Данпа , у которых богаче дома, а наследственные земли лучше; они искусные мореходы и воины...
Kailte
#2. 19:34 55, 27.02.2008
Ну, во-первых "Песнь о Риге" наверное знакома всем участникам форума, а во-вторых...
Имир, а при чем тут Ирландия? Выражаясь банально в Ирландии живут кельты с 5 века до н.э. и по сей день.
Кельты, а не скандинавы... Песнь о Риге принадлежит к эддическим песням, а не кельтской культуре. Может быть вы мели в виду Исландию, а не Ирландию?
estold
#3. 22:45 24, 27.02.2008
на 100% солидарен с Kailte. причем тут Ирландия?
Единственные, кто мог занести (так, чтобы она прижилась) туда песнь о Риге - норвежцы, ну в крайнем датчане...
Кстати, а кто по вашему Риг? Хеймдаль ли это?
22:46 24, 27.02.2008 - estold
Odslav
#4. 15:53 46, 28.02.2008
Специально в саге не говориться о том, что это Хеймдаль (не стану приводить здесь "Песнь о Риге" :-)) ), но учитывая многоименность Скандинавских Богов, обычно считают что Ригом назвался Хеймдаль.
В "Песни о Риге" рассказывается о том, как три социальных слоя - рабы, бонды (свободные земледельцы) и ярлы (знать) - произошли от некоего Рига, который в прозаическом введении к песни отождествляется с богом Хеймдаллем. В несохранившемся конце песни, вероятно, рассказывалось о том, как Кон, сын ярла, победил Дана и Данпа, женился на Дане, дочери Данпа, в стал таким могучим, что от его имени произошел титул короля (пересказ конца песни сохранился в двух исландских источниках). По-видимому, конечная цель песни - возвеличить какого-то короля, создав ему мифическую родословную. Большой культурно-исторический интерес представляют чрезвычайно точные и конкретные описания одежды, пищи и занятий разных сословий, обильно представленные в песни. Время и место возникновения "Песни о Риге" определялись очень различно. Скачок в нумерации строф объясняется тем, что Бюгге предполагал пропуск после строфы 17.
В самой песни ничего не говорится о том, что Риг - это Хеймдалль. Поэтому некоторые исследователи считали это отождествление ошибкой и утверждали, что Риг - это Один. Однако в "Прорицании вёльвы" Хеймдалль называется отцом людей, а Риг - тоже отец людей, судя по данной песни.
Слушайте, вы,
превышние роды,
меньшие, старшие -
Все Хеймдалля чада!
Внимайте мне все
священные роды,
великие с малыми
Хеймдалля дети! ...
Этим определена его роль наравне с Одином-Вили-Ве и Одином-Локи-Хениром.
estold
#5. 22:56 17, 28.02.2008
ну я с вами полностью соглавен, Odslav.