К теме
Зеленая страна
Как утверждают саги (а их данные полностью подтверждены археологическими исследованиями), вначале викинги обосновались в Гренландии. Этот крупнейший в Мировом океане остров географически принадлежит Америке. В 982—985 годах юго-западное побережье острова исследовал Эйрик Торвальдсон (по прозвищу «Рыжий»), которого за убийство изгнали из Исландии на три года.
Найдя удобные места для поселений с условиями, сходными с исландскими, он назвал эти земли Грюнеланд — Зеленая страна, намекая на богатые травой пастбища в глубине фьордов. Возвратившись на родину, Эйрик Рыжий организовал большую группу переселенцев, которые в том же 985 (или в следующем) году отплыли в Гренландию. Из 25 судов лишь 14 добрались до цели. Остальные или погибли, или вынуждены были вернуться. Были основаны два поселения: Эстербюгден (Восточное поселение, у нынешнего Юлианхоба) и Вестербюгден (Западное поселение, около современного Годхоба).
В конце лета того же 985 или 986 года сын одного из переселенцев, Бьярни Херьюльфссон, проторговав все лето у берегов Норвегии, вернулся в Исландию. С удивлением он узнал, что его отец и вся семья отправились искать счастья где-то на западе, где будто бы существует страна, еще более прекрасная, чем их родина. Немедленно Бьярни отправился вслед за родными, но жестокий шторм и сильный туман сбили корабль с курса. Много дней спустя, когда туман рассеялся, на горизонте показалась земля.
Берег был холмистым, поросшим густым лесом. Команда настаивала на высадке, но Бьярни не позволил этого сделать, желая как можно быстрее попасть в Гренландию, а эта земля не была похожа на ту, которую ему описали. Два дня корабль плыл в северном направлении, и вот снова показался берег — низкий, поросший лесом, с белыми песчаными отмелями. Вновь, несмотря на ропот людей, требовавших пополнить запасы продовольствия и пресной воды, Бьярни отплыл прочь, поняв, что это не Гренландия. Через три дня викинги увидели гористую землю с шапками ледников. Бьярни и здесь не позволил высадиться, несмотря на настойчивые просьбы команды. Четыре дня спустя, плывя на восток, они, наконец, достигли Гренландии, по счастливой случайности почти у того места, где поселился Херьюльф Бардарссон, отец Бьярни.
Неодобрительно покачали головами суровые викинги, узнав, что Бьярни не удосужился исследовать незнакомый берег. Сам же он лишил себя чести стать первооткрывателем Америки для европейцев. Впрочем, последние вряд ли оценили бы тогда это по достоинству. Ведь считалось, что существуют лишь три континента, упомянутые в Библии: Европа, Азия и Африка, и найденные Бьярни земли причислили бы к какому-нибудь из них. Большинство историков полагает, что это были побережья островов Ньюфаундленд, Лабрадор и Баффинова земля.
Винланд и скрелинги
Почти полтора десятилетия понадобилось, чтобы нога викинга ступила наконец на американскую землю. Честь первооткрывателя досталась сыну Эйрика Рыжего, Лейфу Эриксону, прозванному «Счастливым», — правда, вовсе не за это. В 1000 году, будучи крещен при дворе норвежского короля Олафа Трюггвасона, он возвращался в Гренландию со священником, который должен был обратить местных жителей в христианство. По пути Лейф спас потерпевших кораблекрушение, за что и получил свое прозвище.
В Гренландии он встретился с Бьярни, расспросил его о виденной им когда-то земле и, купив его старый, но еще крепкий корабль, отправился вместе с 34 спутниками в путь. Добравшись до земли, которую последней видел Бьярни, они высадились на берег и обследовали его. Покрытая валунами каменистая земля с шапками ледников вдали не понравилась Лейфу. Назвав эту местность Хэллуланд («Валунная земля»), он направился дальше на юг. Достигнув пологого, покрытого лесом берега с широкими песчаными отмелями, вновь высадились. Маркланд, «Лесная земля», так нарек Лейф эти места. Плывя далее в юго-западном направлении два дня, достигли земли, которая так понравилась Лейфу и его спутникам, что решили здесь обосноваться на зиму. Построили дома, оборудовали стоянку.
Однажды во время экспедиции в глубь страны пропал один из людей Лейфа, «немец» (по-видимому, выходец откуда-то из Юго-Восточной Европы) Тюркир. Когда-то он был воспитателем юного Эриксона, и тот его очень любил. Выбранив спутников Тюркира, Лейф и еще 12 человек бросились на поиски пропавшего.
Вскоре они обнаружили его, пьяного до такой степени, что понадобилось время, чтобы получить вразумительный ответ, где же он так набрался. Тюркир долго говорил «по-немецки», гримасничал и вращал глазами, но, придя в чувство и заговорив по-скандинавски, поведал, что нашел лозы дикого винограда. Он уверял, что не ошибся, поскольку вырос в стране, изобилующей виноградом. Лейф и его спутники набрали винограда и нарубили лоз, чтобы погрузить на свой корабль. Место их зимовки Лейф назвал Винланд («Страна Винограда»). Зима оказалась мягкой, без морозов, скот мог бы пастись там круглый год. В озере «со сладкой водой» водилась невиданная «красная рыба» (лосось), в лесу было полно разнообразной дичи. Тем не менее весной викинги отправились в обратный путь, нагрузившись древесиной для построек в безлесной Гренландии, виноградными лозами и прочими щедротами Винланда.
Рассказы Лейфа воодушевили его брата Торвальда на экспедицию в Винланд. На следующий год или через год он на корабле Лейфа отправился в путь... чтобы никогда не вернуться. В Гренландии викинги не встретили местных жителей, до них она была необитаемой. Не обнаружил следов человека Лейф и во время зимовки 1000—1001 годов в Винланде, и также посчитал его необитаемым. Но это было не так.
Торвальд, перезимовав в доме, построенном Лейфом, весной решил детальней ознакомиться со страной. К востоку от места своего поселения викинги наткнулись на берегу на три перевернутые лодки, сделанные из шкур, под которыми скрывались девять туземцев. Бросившись на них, пришельцы перебили всех, кроме одного — тот сумел скрыться. Расплата последовала незамедлительно: через короткое время множество лодок подошло к берег