Амулеты Одина??? Мечтаю узнать, как они выглядят!
Другая статья:
Одинн - владыка рун
“Во что вы веруете?” “В Одина!” Сегодня затруднительно ответить подобным образом, не рискуя вызвать откровенную усмешку или удивление собеседника; хуже того - открытое презрение, если не враждебность, - словно вы произнесли нечто непристойное. Помилуйте, как можно перед образами белобородых святых, столь степенных, столь погруженных в размышления и, признаемся, несколько бесцветных, - как можно восхищаться таким персонажем, как нордический бог Один: безусловно, величественным, но неукротимым, непредсказуемым, созданным скорее для героического эпоса, чем для размышлений.
Именно здесь и кроется суть фундаментальных ошибок, допускать которые нельзя ни в коем случае: прежде всего, нордической европейской традиции свойственно не обожание или почитание божества, но стремление стать божеством внутренне. Далее, нордическое слово Reginn или rogn, переводимое обычно словом “бог”, более точно переводится как “силы”. Наконец, - и это важнее всего - если с течением времени традиция (а с ней - и образы богов Севера) претерпела изменения, это не значит, что в результате она утратила глубину, - да, она сложна, но сколько же предостережений, сколько свершений несет она в себе! Один, как и остальные боги Асгарда, - не образ, которым восхищаются, но образец, которому жаждут подражать, к которому тяготеют, с которым страстно желают слиться воедино...
Эта небольшая по объему работа посвящена попытке раскрытия нордической традиции через образ Одина. Речь здесь, главным образом, пойдет о великом боге Севера как о властелине рун, то есть, этимологически, властелине мистерий - двадцати четырех изначальных таинств, и, следовательно, Властелине волшебных искусств - поэзии и магии, покровителе Духовности.
Кто есть Один?
Боги северной традиции делятся на две большие “семьи”: асы и ваны. Их разделила “первая” война, в которой асы одержали над ванами верх.[1] .Один - ас; более того, он - первый среди асов. Согласно Младшей Эдде Снорри Стурлуссона, он родился от Бора (“Порожденного”), сына Бури (“Создателя”). Бор взял в жены великаншу Бестлу (“Супругу”), дочь Бельторна (“Острия Беды”), которая родила ему трех сыновей: Одина, Вили (“Воля”) и Ве (“Сакральная ограда”). Один, великий обольститель, покорил множество женщин и официально имел трех жён: Йорд, Эрриг и Ринд, являющих собой три ипостаси Земли (они олицетворяют, соответственно, невозделанную, возделанную и истощенную землю). Сага об Инглингах представляет Один как властителя, пришедшего из Азии - что, конечно, не следует воспринимать буквально.[2]
Имя Одина
На Нордендорфской фибуле[3] (VI-VII вв.) имя Одина появляется в форме Водан (Wodan). Это слово соответствует староанглийскому Woden, старому верхненемецкому Wuotan, древнесаксонскому Woden и Wodin, старошведскому Othin, староисландскому Odhin. Предположительно, эти имена произошли от первоначальных форм Wodanaz и Wodinaz, “образованных, - говорит нам Рено-Кранц, - путем прибавления суффиксов -an и -in, означающих обладание чем-либо, к германскому корню Wotha, родственному латинскому vates и кельтскому ouateis”. Далее он добавляет: “Н.Лид отождествляет имя Один со звательной формой oden, употребляемой в шведских и норвежских диалектах в значении “в ярости”, “в течке” (...) odast означает “испытывать любовную страсть”. К этому можно добавить нидерландское woeden - “страстно желать”, woedig - “воспламененный (любовью)” (...) Однако почему надо отделять эту группу слов от древненорманнского odhr (герм. wotha), которое не следует, как это слишком часто делают, понимать в узком значении “гнев” (...), но, напротив, толковать расширительно, как обозначение любого возбуждения, которое выводит существо из себя, заставляет его терять самообладание? Да, это, несомненно, ярость, исступление, но исступление это имеет множество форм: пророческое, поэтическое, вдохновенное...”[4]
Ж.Дюмезиль полагает, что происхождение имен богов не имеет существенного значения, ибо, “вообще говоря, (...) скандинавская мифология не становится понятнее благодаря этимологии”[5]. Тем не менее, было бы полезно ненадолго остановится на этом, - что сам Ж.Дюмезиль и cделал. Итак, имя Один происходит от древнескандинавского ôdhr, соответствующего немецкому Wut (“ярость”) и готскому wôds (“неистовый”). Ж.Дюмезиль говорит об этом следующее: “употребленное как имя существительное, это слово означает в равной мере опьянение, раздражение, поэтическое вдохновение (ср. с англо-саксонским wôth - “пение, “песнь”), а также яростное буйство мороза, огня, грозы; в качестве же имени прилагательного означает либо “необузданный”, “неистовый”, либо “стремительный”; помимо германских, близкие индо-европейские слова могут означать исступленное поэтическое и пророческое вдохновение: латинское uates, староирландское faith. Таким образом, это важный бог, бог “первого ранга”, на что, главным образом, и должно было указывать подобное имя”.[6]
Это имя является, прежде всего, магическим понятием, которое сразу позволяет почувствовать идею возвышенности, шаманского экстаза. Однако подразумевающийся ужасающий аспект образа этого “священного неистовства” не должен рассматриваться иначе как страх перед numinosum tremendum (устрашающее проявление “божественного”).
Один замаскированный и полиморфный
Об Одине говорят, что он имеет тысячу обликов. В этом отношении он уподобляется одному из своих земных олицетворений - Мерлину (Миррдину). Тот тоже столик, оставаясь при этом единственным в своем роде: он - друид (godi), но при этом воитель, он колдун, шаман и при этом - друг земледельцев и ремесленников-художников; он - поэт, бард-чародей, а заодно лжец, плут, игрок; он дает советы королям перед тем, как надолго скрыться, став отшельником; он - инициатор и сумасшедший, демон и мудрец, ученый, алхимик... И все это - Один.
Он является всегда под разными именами. В одном из основных мифологических текстов, в “Речах Гримнира”, утверждается,
20:16 00, 09.11.2008 -
Wod